Ложное сознание
-
- Потенциальный секс-объект
(1)Неделя 6. Тема: Ложное сознаниеДень 5.1. В чём мой...
(1)Неделя 6. Тема: Ложное сознание
День 5.1. В чём мой опыт преодоления ложного сознания как гея делает меня сильнее?
Фраза «преодоление ложного сознания» звучит несколько обманчиво: как будто возможно окончательное «преодоление». Однако, нет, это процесс, длинною всю жизнь, поскольку невозможно просто взять и выйти из гетеросексистской системы: каким бы я не был внутренне свободным, она всё равно продолжает на меня ежедневно оказывать давление.
Другая обманчивость этой фразы в том, что слово «преодоление» как будто бы всегда подразумевает волевую целенаправленную деятельность. Но это не так. Вернее – не всегда так.
Маркс, говоря ложном сознании, создал важную формулу: «Чтобы избавить людей от иллюзий, нужно прежде избавить людей от положения, требующего иллюзий». Иногда случается так, что положение человека меняется не зависимо от его непосредственной персонифицированной и рациональной воли. И тогда, со меной положения, запускаются психические процессы, освобождающие его от его прежних убеждений, в данном случае, ложного сознания, отрицания, усвоенной гомофобии.
То есть, опыт преодоления ложного сознания – это не только сознательный рациональный тренинг себя и прокачка своего когнитивного уровня. Но он захватывает всю психическую структуру человека в целом. И, наверное, понимание этого – немаловажный результат преодолению мною ложного сознания.
Любой рост – это больно. И новое сознание прорастает из прежнего, разрушая, но и питаясь из него. Как говорится в известной поговорке «Мальчик – отец мужчины». Это значит, что гомосексуальный мальчик – отец гомосексуального мужчины. Я нынешний прорастал сквозь себя вчерашнего. И это было непросто. И я нынешний такой именно потому, что вчера я был таким, каким был вчера.
Ещё, когда говорят об освобождении от ложного сознания, любят использовать метафору «роста самосознания». Мне нравится эта метафора. Но в нашем языке, как и у многих других слов, у неё есть и теневая сторона: если есть «рост», то есть и «недоразвитость». Но, нет. Мною так это не воспринимается. Здесь есть ступенчатость, но нет иерархичности: быть 5-ти летним ребёнком, также прекрасно как 25-ти летним молодым человеком, 45-ти летним мужчиной или 75-ти летним дедушкой. У каждого возраста свои задачи и свои подарки для человека. И, с одной стороны, предыдущий возраст как бы действительно меня «готовит» к последующему. Но, с другой стороны, любой возраст ценен сам по себе, без того, чтобы постоянно держать в голове, что он меня должен к чему-то «приготовить».
Более того, современная культура ставит под сомнение концепт «развитие, соответствующее возрасту». Вернее, говорит о том, что всё более гибко, пластично, не однозначно и, в конечном итоге, соотносится с конкретным человеком, а не «со средней температурой по больнице».
Причём здесь «ложное сознание»? Наверное, при том, что я научился ценить свой травматичный опыт. Не обвинять кого-то за травмы, нанесённые мне, например, потому что я был воцерковлённым подростком, а видеть, как эти травмы помогли мне что-то понять о себе, своей гомосексуальности и, возможно, чём-то ещё. К сожалению, сами по себе слова «ложное сознание», «отрицание», «усвоенная гомофобия» содержат в себе довольно мощный негативный заряд по отношению к этому опыту. И это негативное отношение, в действительности, является отрицанием того, что, при более пристальном рассмотрении, я мог бы переопределить как фундамент для позитивного опыта. Опять же, как говорится: «посттравматический рост возможен только из ситуации травмы, посттравматического стресса».
День 5.1. В чём мой опыт преодоления ложного сознания как гея делает меня сильнее?
Фраза «преодоление ложного сознания» звучит несколько обманчиво: как будто возможно окончательное «преодоление». Однако, нет, это процесс, длинною всю жизнь, поскольку невозможно просто взять и выйти из гетеросексистской системы: каким бы я не был внутренне свободным, она всё равно продолжает на меня ежедневно оказывать давление.
Другая обманчивость этой фразы в том, что слово «преодоление» как будто бы всегда подразумевает волевую целенаправленную деятельность. Но это не так. Вернее – не всегда так.
Маркс, говоря ложном сознании, создал важную формулу: «Чтобы избавить людей от иллюзий, нужно прежде избавить людей от положения, требующего иллюзий». Иногда случается так, что положение человека меняется не зависимо от его непосредственной персонифицированной и рациональной воли. И тогда, со меной положения, запускаются психические процессы, освобождающие его от его прежних убеждений, в данном случае, ложного сознания, отрицания, усвоенной гомофобии.
То есть, опыт преодоления ложного сознания – это не только сознательный рациональный тренинг себя и прокачка своего когнитивного уровня. Но он захватывает всю психическую структуру человека в целом. И, наверное, понимание этого – немаловажный результат преодолению мною ложного сознания.
Любой рост – это больно. И новое сознание прорастает из прежнего, разрушая, но и питаясь из него. Как говорится в известной поговорке «Мальчик – отец мужчины». Это значит, что гомосексуальный мальчик – отец гомосексуального мужчины. Я нынешний прорастал сквозь себя вчерашнего. И это было непросто. И я нынешний такой именно потому, что вчера я был таким, каким был вчера.
Ещё, когда говорят об освобождении от ложного сознания, любят использовать метафору «роста самосознания». Мне нравится эта метафора. Но в нашем языке, как и у многих других слов, у неё есть и теневая сторона: если есть «рост», то есть и «недоразвитость». Но, нет. Мною так это не воспринимается. Здесь есть ступенчатость, но нет иерархичности: быть 5-ти летним ребёнком, также прекрасно как 25-ти летним молодым человеком, 45-ти летним мужчиной или 75-ти летним дедушкой. У каждого возраста свои задачи и свои подарки для человека. И, с одной стороны, предыдущий возраст как бы действительно меня «готовит» к последующему. Но, с другой стороны, любой возраст ценен сам по себе, без того, чтобы постоянно держать в голове, что он меня должен к чему-то «приготовить».
Более того, современная культура ставит под сомнение концепт «развитие, соответствующее возрасту». Вернее, говорит о том, что всё более гибко, пластично, не однозначно и, в конечном итоге, соотносится с конкретным человеком, а не «со средней температурой по больнице».
Причём здесь «ложное сознание»? Наверное, при том, что я научился ценить свой травматичный опыт. Не обвинять кого-то за травмы, нанесённые мне, например, потому что я был воцерковлённым подростком, а видеть, как эти травмы помогли мне что-то понять о себе, своей гомосексуальности и, возможно, чём-то ещё. К сожалению, сами по себе слова «ложное сознание», «отрицание», «усвоенная гомофобия» содержат в себе довольно мощный негативный заряд по отношению к этому опыту. И это негативное отношение, в действительности, является отрицанием того, что, при более пристальном рассмотрении, я мог бы переопределить как фундамент для позитивного опыта. Опять же, как говорится: «посттравматический рост возможен только из ситуации травмы, посттравматического стресса».
-
- Потенциальный секс-объект
(2)Конечно, я чувствую утрату от того, что я не мог, в...
(2)
Конечно, я чувствую утрату от того, что я не мог, в силу усвоенной гомофобии, прожить по-другому свой подростковый возраст, что я потратил многие годы на осознание, проработку и интеграцию своего травматичного опыта. Но тем ценнее для меня становятся те мои представления, к которым я пришёл сейчас и тот опыт, который я получаю сейчас.
Возможность трансформации, и постоянный процесс рефлексии о своих убеждениях, взглядах и ценностях, делает для меня мою гомосексуальную экзистенцию насыщенной историей, и позволяет проживать в ней не только «свободу от», но и «свободу для». И, если использовать заданную терминологию, всё это, безусловно, делает меня сильнее.
2. В чём мой опыт преодоления ложного сознания как гея делает меня слабее?
Мне не очень нравится слово «слабее» в данном контексте. Скорее, я бы здесь, наверное, говорил о том, что этот опыт расширяет моё понимание относительно признания такого простого факта, что в мире существуют силы, превосходящие меня и я перед ними бессилен. Но это не негативное бессилие безвольной слабости. А…примерно такое же чувство восхищения и трепета, когда я сталкиваюсь с какими-то явлениями природы, которые превосходят меня: смотришь на грозу, или на океан, или снежный буран и дух захватывает от мощи этих природных сил.
И здесь примерно такое же чувство, но которое касается психосоциокультурных процессов. В этом смысле, ложное сознание – лишь одно из множества таких психосоциокультурных феноменов. И в какой-то момент я понял, что метафора «борьбы» здесь больше не работает. Обнаружение собственного ложного сознания, или собственного отрицания, или собственной усвоенной гомофобии для меня становится важным в контексте расширения представлений о себе: я не несу ответственность за эти убеждения, поскольку вырос в этом гетеросексистском контексте, а значит не могу чувствовать вину за эти убеждения.
Какие-то мои действия, которые происходили из этих прежних убеждений, с точки зрения меня сегодняшнего, были ошибочными, и я несу ответственность за эти действия, но не испытываю чувства вины, поскольку, исходя из заданных условий, я не мог поступить по-другому. Я думаю о том, от чего защищали меня эти мои убеждения и шаблоны поведения? Но сейчас они перестали работать – это значит, что был процесс роста самосознания. Я учусь относиться к отрицанию и ложному сознанию как к любому из явлений теневой стороны моей психики.
А как говорит аналитическая психология – обнаружение теневой стороны должно помочь в её интеграции. А интеграция эта необходима на пути к целостности. В данном случае целостности моего существования, как гомосексуального человека.
Поэтому, да, как писал выше, работа с отрицанием, усвоенной гомофобией, ложным сознанием, может у меня вызывать чувство печали и утраты. Но ни эти чувства, ни реальная утрата не делают меня слабее. Возможно, они помогают мне увидеть свою бОльшую уязвимость, прожить эту уязвимость. Но и это не делает меня слабее. Но ведёт к большей полноте существования.
Конечно, я чувствую утрату от того, что я не мог, в силу усвоенной гомофобии, прожить по-другому свой подростковый возраст, что я потратил многие годы на осознание, проработку и интеграцию своего травматичного опыта. Но тем ценнее для меня становятся те мои представления, к которым я пришёл сейчас и тот опыт, который я получаю сейчас.
Возможность трансформации, и постоянный процесс рефлексии о своих убеждениях, взглядах и ценностях, делает для меня мою гомосексуальную экзистенцию насыщенной историей, и позволяет проживать в ней не только «свободу от», но и «свободу для». И, если использовать заданную терминологию, всё это, безусловно, делает меня сильнее.
2. В чём мой опыт преодоления ложного сознания как гея делает меня слабее?
Мне не очень нравится слово «слабее» в данном контексте. Скорее, я бы здесь, наверное, говорил о том, что этот опыт расширяет моё понимание относительно признания такого простого факта, что в мире существуют силы, превосходящие меня и я перед ними бессилен. Но это не негативное бессилие безвольной слабости. А…примерно такое же чувство восхищения и трепета, когда я сталкиваюсь с какими-то явлениями природы, которые превосходят меня: смотришь на грозу, или на океан, или снежный буран и дух захватывает от мощи этих природных сил.
И здесь примерно такое же чувство, но которое касается психосоциокультурных процессов. В этом смысле, ложное сознание – лишь одно из множества таких психосоциокультурных феноменов. И в какой-то момент я понял, что метафора «борьбы» здесь больше не работает. Обнаружение собственного ложного сознания, или собственного отрицания, или собственной усвоенной гомофобии для меня становится важным в контексте расширения представлений о себе: я не несу ответственность за эти убеждения, поскольку вырос в этом гетеросексистском контексте, а значит не могу чувствовать вину за эти убеждения.
Какие-то мои действия, которые происходили из этих прежних убеждений, с точки зрения меня сегодняшнего, были ошибочными, и я несу ответственность за эти действия, но не испытываю чувства вины, поскольку, исходя из заданных условий, я не мог поступить по-другому. Я думаю о том, от чего защищали меня эти мои убеждения и шаблоны поведения? Но сейчас они перестали работать – это значит, что был процесс роста самосознания. Я учусь относиться к отрицанию и ложному сознанию как к любому из явлений теневой стороны моей психики.
А как говорит аналитическая психология – обнаружение теневой стороны должно помочь в её интеграции. А интеграция эта необходима на пути к целостности. В данном случае целостности моего существования, как гомосексуального человека.
Поэтому, да, как писал выше, работа с отрицанием, усвоенной гомофобией, ложным сознанием, может у меня вызывать чувство печали и утраты. Но ни эти чувства, ни реальная утрата не делают меня слабее. Возможно, они помогают мне увидеть свою бОльшую уязвимость, прожить эту уязвимость. Но и это не делает меня слабее. Но ведёт к большей полноте существования.
-
- Потенциальный секс-объект
Неделя 6. Тема: Ложное сознаниеДень 6.1. В каких...
Неделя 6. Тема: Ложное сознание
День 6.1. В каких сферах мой опыт преодоления ложного сознания как гея может стать источником силы для других геев? Что я для этого могу сделать (или уже делаю)?
В тех сферах, где этот опыт другими будет востребован. Опубликовать ответы на эти вопросы в канале, например.
Быть открытым для других.
2. В каких сферах мне необходимо развитие, чтобы продолжать разрушать у меня остатки ложного сознания как у гея? Что мне может в этом помочь?
Мне не нравится слово «разрушать». Лучше: «обнаруживать», «трансформировать», «интегрировать».Психотерапия, практики осознанности, программа ВДА.
3. Какие мои ценности помогли мне бороться с наличием у меня ложного сознания как гея?
Мне не нравиться слово «бороться». Хотя, да, были периоды, когда я «боролся» с наличием у себя ложного сознания. Моё ложное сознание мне отвечало тем же. То есть, борьбой со мной. Внутрипсихическая конфронтация – не самое благоприятное состояние. С тех пор, я предпочитаю «работу с…», «трансформацию», «интеграцию». А ценности… в разное время – разные. Когда «боролся» - это был один набор ценностей. С трансформацией ложного сознания, обнаружения отрицания и разных уровней усвоенной гомофобии, менялись и ценности, которые помогали с ними работать. Фундаментальной же ценностью, наверное, всегда была интеллектуальная честность. Как называется одна из важнейших для меня книг англиканского епископа Джина Робинсона: «Быть честным пред богом. Следовать истине, куда бы она ни вела».
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Наверное, мне сейчас важнее написать, чего я НЕ чувствую размышляя над этим вопросом.
Я не чувствую, что должен кого-то «спасать». И, пожалуй, это, на данный момент, один из самых важных результатов моей работы с моим ложным сознанием как гей-активиста.
День 6.1. В каких сферах мой опыт преодоления ложного сознания как гея может стать источником силы для других геев? Что я для этого могу сделать (или уже делаю)?
В тех сферах, где этот опыт другими будет востребован. Опубликовать ответы на эти вопросы в канале, например.
Быть открытым для других.
2. В каких сферах мне необходимо развитие, чтобы продолжать разрушать у меня остатки ложного сознания как у гея? Что мне может в этом помочь?
Мне не нравится слово «разрушать». Лучше: «обнаруживать», «трансформировать», «интегрировать».Психотерапия, практики осознанности, программа ВДА.
3. Какие мои ценности помогли мне бороться с наличием у меня ложного сознания как гея?
Мне не нравиться слово «бороться». Хотя, да, были периоды, когда я «боролся» с наличием у себя ложного сознания. Моё ложное сознание мне отвечало тем же. То есть, борьбой со мной. Внутрипсихическая конфронтация – не самое благоприятное состояние. С тех пор, я предпочитаю «работу с…», «трансформацию», «интеграцию». А ценности… в разное время – разные. Когда «боролся» - это был один набор ценностей. С трансформацией ложного сознания, обнаружения отрицания и разных уровней усвоенной гомофобии, менялись и ценности, которые помогали с ними работать. Фундаментальной же ценностью, наверное, всегда была интеллектуальная честность. Как называется одна из важнейших для меня книг англиканского епископа Джина Робинсона: «Быть честным пред богом. Следовать истине, куда бы она ни вела».
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Наверное, мне сейчас важнее написать, чего я НЕ чувствую размышляя над этим вопросом.
Я не чувствую, что должен кого-то «спасать». И, пожалуй, это, на данный момент, один из самых важных результатов моей работы с моим ложным сознанием как гей-активиста.
-
- Потенциальный секс-объект
Неделя 6. Тема: Ложное сознаниеДень 7.1. Чему я...
Неделя 6. Тема: Ложное сознание
День 7.1. Чему я научился, размышляя над вопросами шестой недели?
Наверное, я научился более целостному восприятию себя и событий своей жизни, когда ранее разрозненные её элементы постепенно начинают складываться в целостную картинку и обретать смысл не сами по себя, а в совокупности. Ещё, наверное, я научился отпускать и принимать какие-то вещи в себе и своей жизни, с которыми ранее было сложно. Научился видеть, что не могу однозначно оценивать какие-то явление своей жизни, принял их амбивалентность.
2. Что я осознал, размышляя над вопросами шестой недели?
Осознал, что мною был пройден не хилый путь развития самосознания (самосознания во всей полноте этого слова, включающей не только рациональный, но и эмоциональный уровни; всю психическую структуру). Осознал, что я удовлетворён той точкой этого пути, где нахожусь сейчас и понимание, что она не финальная. Ещё осознал, что мой метод – критический гей-активизм – как аналитический фрейм хорошо работает при анализе собственной жизни. Это побуждает думать о его дальней разработке.
3. Что я чувствовал, размышляя над вопросами шестой недели?
Спокойствие. Благодарность. Интерес. Удивление. Прощение. Сострадание. Не осуждение. Уязвимость. Уверенность. Надежду. Гордость. Принятие.
4. Что для меня было самым удивительным в моих ответах на вопросы шестой недели?
Обретение целостности различных частей картины собственной жизни. Эволюция восприятия некоторых убеждений, с одной стороны. Но при этом удивительная настойчивая верность самому себе, на каком-то другом, более глубинном уровне. Пожалуй, да, увидеть эту верность самому себе – было одним из наиболее ценных в опыте работы над вопросами этой недели.
5. Куда меня ведут мои ответы на вопросы шестой недели?
К седьмой неделе. Я вновь раззадорился и вдохновился работой по этим Шагам, поэтому интересно, что будет дальше. Если же говорить именно о результатах именно этой недели, то ощущение работающего метода ведёт к желанию его дальней проработки и разработке. Не факт, что это сложится. Но само появление этого ощущения – важно, поскольку задаёт определённый вектор.
День 7.1. Чему я научился, размышляя над вопросами шестой недели?
Наверное, я научился более целостному восприятию себя и событий своей жизни, когда ранее разрозненные её элементы постепенно начинают складываться в целостную картинку и обретать смысл не сами по себя, а в совокупности. Ещё, наверное, я научился отпускать и принимать какие-то вещи в себе и своей жизни, с которыми ранее было сложно. Научился видеть, что не могу однозначно оценивать какие-то явление своей жизни, принял их амбивалентность.
2. Что я осознал, размышляя над вопросами шестой недели?
Осознал, что мною был пройден не хилый путь развития самосознания (самосознания во всей полноте этого слова, включающей не только рациональный, но и эмоциональный уровни; всю психическую структуру). Осознал, что я удовлетворён той точкой этого пути, где нахожусь сейчас и понимание, что она не финальная. Ещё осознал, что мой метод – критический гей-активизм – как аналитический фрейм хорошо работает при анализе собственной жизни. Это побуждает думать о его дальней разработке.
3. Что я чувствовал, размышляя над вопросами шестой недели?
Спокойствие. Благодарность. Интерес. Удивление. Прощение. Сострадание. Не осуждение. Уязвимость. Уверенность. Надежду. Гордость. Принятие.
4. Что для меня было самым удивительным в моих ответах на вопросы шестой недели?
Обретение целостности различных частей картины собственной жизни. Эволюция восприятия некоторых убеждений, с одной стороны. Но при этом удивительная настойчивая верность самому себе, на каком-то другом, более глубинном уровне. Пожалуй, да, увидеть эту верность самому себе – было одним из наиболее ценных в опыте работы над вопросами этой недели.
5. Куда меня ведут мои ответы на вопросы шестой недели?
К седьмой неделе. Я вновь раззадорился и вдохновился работой по этим Шагам, поэтому интересно, что будет дальше. Если же говорить именно о результатах именно этой недели, то ощущение работающего метода ведёт к желанию его дальней проработки и разработке. Не факт, что это сложится. Но само появление этого ощущения – важно, поскольку задаёт определённый вектор.
-
- Потенциальный секс-объект
Неделя 7. Личное освобождение Тема этой недели -...
Неделя 7. Личное освобождение
Тема этой недели - личное освобождение от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии.
День 1.
1. Как я могу определить «личное освобождение от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии»?
Я не буду оригинален, и повторю в след за Доном Килхефнером о разнице между «освобождённым сознанием» и «эмансипированным». Освобождённое сознание обращено само на себя и существует для себя. Эмансипированное сознание обращается к внешнему, облечённому властью, эмансипирующему его, актору: другому человеку или социальному институту.
Личное освобождение, для меня, сродни понятию «индивидуация» в юнговской психологии, т.е. это процесс, который длится всю жизнь и завершается только со смертью субъекта. В этом смысле, наверное, я бы мог даже говорить о тождественности для меня этих понятий: полное раскрытие моей Самости (индивидуация), невозможно без полного раскрытия моей гомосексуальности, раскрытия моей гомосексуальной экзистенции.
2. Что для меня как гея означает достигать личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии?
Процессуальность и незавершённость. Творчество. Работа. Усилие. Сотрудничество. Солидарность. Самоуважение. Чувство собственного достоинства. Лёгкость. Свобода. Благодарность.Это сейчас.
А раньше это была борьба, противостояние, боль, одиночество и, наверное, в каком-то смысле, безнадёжность.
3. Как проживаемый мною опыт гея, который достигает личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет на меня?
Опыт освобождения влияет… Как и любой опыт, он просто создаёт меня, того, кто я есть, во всей моей амбивалентности. Главное, что сейчас я понимаю, что мне не нужно «быть хорошим и правильным» для кого-то, мне не нужно никого «спасать», а единственным, кого я могу изменить, являюсь я сам. Теперь бы ещё это понимание начать воплощать в своих действиях.
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Благодарность. Много благодарности.
Тема этой недели - личное освобождение от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии.
День 1.
1. Как я могу определить «личное освобождение от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии»?
Я не буду оригинален, и повторю в след за Доном Килхефнером о разнице между «освобождённым сознанием» и «эмансипированным». Освобождённое сознание обращено само на себя и существует для себя. Эмансипированное сознание обращается к внешнему, облечённому властью, эмансипирующему его, актору: другому человеку или социальному институту.
Личное освобождение, для меня, сродни понятию «индивидуация» в юнговской психологии, т.е. это процесс, который длится всю жизнь и завершается только со смертью субъекта. В этом смысле, наверное, я бы мог даже говорить о тождественности для меня этих понятий: полное раскрытие моей Самости (индивидуация), невозможно без полного раскрытия моей гомосексуальности, раскрытия моей гомосексуальной экзистенции.
2. Что для меня как гея означает достигать личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии?
Процессуальность и незавершённость. Творчество. Работа. Усилие. Сотрудничество. Солидарность. Самоуважение. Чувство собственного достоинства. Лёгкость. Свобода. Благодарность.Это сейчас.
А раньше это была борьба, противостояние, боль, одиночество и, наверное, в каком-то смысле, безнадёжность.
3. Как проживаемый мною опыт гея, который достигает личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет на меня?
Опыт освобождения влияет… Как и любой опыт, он просто создаёт меня, того, кто я есть, во всей моей амбивалентности. Главное, что сейчас я понимаю, что мне не нужно «быть хорошим и правильным» для кого-то, мне не нужно никого «спасать», а единственным, кого я могу изменить, являюсь я сам. Теперь бы ещё это понимание начать воплощать в своих действиях.
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Благодарность. Много благодарности.
-
- Потенциальный секс-объект
Неделя 7. Личное освобождение
День 2. 1. Как проживаемый мною опыт гея, который достигает личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет на мои представления о моём месте в мире?
Этот опыт меняет моё восприятие собственной идентичности. Любопытно наблюдать те разные формы восприятия себя как гея я проходил: от изначального, в детстве, смутного понимания, что я не «чем-то» не вписываюсь в «большую» системе.
Затем к обнаружению того, как это называется, что это «большая» система, определяет, что мне, как носителю этого «качества» уготована роль постоянно отвергаемого и не принимаемого. В связи с этим начало поиска того, как я могу «вписаться» в этот мир: от идеи (и практик) избавления от этого «качества», то формирования убеждений, которые бы помогли мне быть «принятым» этим миром, через то, чтобы моё «нежелательное качество» было прощено миром, искупалось мною, через то, что я «полезен» этому миру – цементирование ложного сознания. Моё место в этом мире – место «вечного грешника без права на прощения».
Затем понимание, что «это» - это не «качество». Это то, кто я есть: я гомосексуален – это моя сущность. Появление желания «объяснить, доказать и убедить» мир, что это не «испорченная» сущность, а значит, что мир может меня принять, поскольку факт моей гомосексуальности не делает меня «плохим». Это, всё ещё, ориентация на внешний «большой» мир, но и начало поиска и создания «своего племени», сообщества, в котором я могу почувствовать полное принятие.
А мир всё больше показывает мне, что он меня не хочет, что я как я – ему не нужен. Что мы как сообщество – ему чужды. Поэтому происходит укрепление протестной идентичности: не убеждать, а бросить в лицо. Бунт: раз этот мир, всё ещё не хочет меня принимать, значит я буду бороться с этим миром. Я буду переламывать его нормы и стандарты в надежде изменить этот «большой мир». «Большой» мир перестал быть «добрым домом», в котором есть пространство для жизни всем дружно. «Большой» мир – это враждебное место, которое стремиться меня как гомосексуала уничтожить, исторгнуть из себя. Мир мне говорит, что моё место «у параши» или на кладбище. Поэтому я направляю на этот «большой» мир больше и больше своего гнева и ярости. Но я всё ещё связан с этим «большим» миром. Поэтому мне важно отвоевать у этого «большого» мира пространства – безопасные пространства – для себя и таких как я. И этот опыт, опыт борьбы, помогает больше и больше освобождаться моему сознанию от связи с «большим» миром.
Постепенно свои пространства становятся местом силы, которые нужно тщательно охранять от «большого» мира и угрозы с его стороны. Но я нахожу себя: «большой» мир уходит на периферию моего сознания и я, наконец, понимаю, что могу жить свою жизнь не оглядываясь на принятие со стороны «большого» мира. У меня есть моё сообщество. Незаметно происходит подмена: то место, которое ранее занимал «большой» мир начинает занимать собственное сообщество. Происходит замыкание на сообществе, растворение собственной идентичности в нём, полное отождествление с ним, чувство жертвенности по отношению к собственному сообществу: моё место в мире – жить ради своего сообщества. Внутренняя эмиграция становится формой геттоизации сознания – и это всё ещё продолжение работы во мне ложного сознания, поддерживаемого «большим» миром.
Этот опыт меняет моё восприятие собственной идентичности. Любопытно наблюдать те разные формы восприятия себя как гея я проходил: от изначального, в детстве, смутного понимания, что я не «чем-то» не вписываюсь в «большую» системе.
Затем к обнаружению того, как это называется, что это «большая» система, определяет, что мне, как носителю этого «качества» уготована роль постоянно отвергаемого и не принимаемого. В связи с этим начало поиска того, как я могу «вписаться» в этот мир: от идеи (и практик) избавления от этого «качества», то формирования убеждений, которые бы помогли мне быть «принятым» этим миром, через то, чтобы моё «нежелательное качество» было прощено миром, искупалось мною, через то, что я «полезен» этому миру – цементирование ложного сознания. Моё место в этом мире – место «вечного грешника без права на прощения».
Затем понимание, что «это» - это не «качество». Это то, кто я есть: я гомосексуален – это моя сущность. Появление желания «объяснить, доказать и убедить» мир, что это не «испорченная» сущность, а значит, что мир может меня принять, поскольку факт моей гомосексуальности не делает меня «плохим». Это, всё ещё, ориентация на внешний «большой» мир, но и начало поиска и создания «своего племени», сообщества, в котором я могу почувствовать полное принятие.
А мир всё больше показывает мне, что он меня не хочет, что я как я – ему не нужен. Что мы как сообщество – ему чужды. Поэтому происходит укрепление протестной идентичности: не убеждать, а бросить в лицо. Бунт: раз этот мир, всё ещё не хочет меня принимать, значит я буду бороться с этим миром. Я буду переламывать его нормы и стандарты в надежде изменить этот «большой мир». «Большой» мир перестал быть «добрым домом», в котором есть пространство для жизни всем дружно. «Большой» мир – это враждебное место, которое стремиться меня как гомосексуала уничтожить, исторгнуть из себя. Мир мне говорит, что моё место «у параши» или на кладбище. Поэтому я направляю на этот «большой» мир больше и больше своего гнева и ярости. Но я всё ещё связан с этим «большим» миром. Поэтому мне важно отвоевать у этого «большого» мира пространства – безопасные пространства – для себя и таких как я. И этот опыт, опыт борьбы, помогает больше и больше освобождаться моему сознанию от связи с «большим» миром.
Постепенно свои пространства становятся местом силы, которые нужно тщательно охранять от «большого» мира и угрозы с его стороны. Но я нахожу себя: «большой» мир уходит на периферию моего сознания и я, наконец, понимаю, что могу жить свою жизнь не оглядываясь на принятие со стороны «большого» мира. У меня есть моё сообщество. Незаметно происходит подмена: то место, которое ранее занимал «большой» мир начинает занимать собственное сообщество. Происходит замыкание на сообществе, растворение собственной идентичности в нём, полное отождествление с ним, чувство жертвенности по отношению к собственному сообществу: моё место в мире – жить ради своего сообщества. Внутренняя эмиграция становится формой геттоизации сознания – и это всё ещё продолжение работы во мне ложного сознания, поддерживаемого «большим» миром.
-
- Потенциальный секс-объект
(2)Личное освобождение возможно только в сообществе,...
(2)Личное освобождение возможно только в сообществе, поскольку, как говорил Габор Матэ: «Исцеление – это коллективное действие». Поэтому чем больше я находился в своём сообществе, тем интенсивнее происходил процесс освобождения моего сознания и постепенно приходило осознание, что моё место в мире – это жизнь в соответствии с чувством конгруэнтонсти самому себе, то есть локус контроля всё больше и больше перемещался из внешнего мира, во внутренний. И это напрямую было следствием моего опыта гея, проживающего освобождение от ложного сознания, созданного внутри гетеросексистской системы. Прожив опыт слияния со своим сообществом, постепенно начал происходит процесс сепарации и определения границ – в первую очередь в моей психике. Освобождение от потребности полного растворения в сообществе – продолжение освобождения от ложного сознания. Именно опыт этого освобождения опосредует мои представления о моём месте в мире. И этот процесс продолжается.
2. Как я представляю мир, в котором достигнуто личное освобождение геев от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии?
Юридическое равенство – это не полное личное освобождение. Оно может быть (а может и не быть) важным фактором в этом. Скорее, увы, для многих, личное освобождение заканчивается идеей «равенства перед законом». Но это про всё ещё ориентацию на внешний локус контроля. «Закон» - это «полицейский». Личное освобождение – это всё больше про самосознание и оно не достигается полицейскими мерами. Хотя, безусловно, благоприятные социальные условия могут этому освобождению способствовать.
Мне сложно представить мир, в котором достигнуто полное личное освобождение всех геев по всему миру: мир слишком неоднороден, а обличья гетеросексизма обманчивы и многочисленны. Здесь приходится думать в интерсекциональном фрейме, поскольку разные угнетения пересекаются, влияют друг на друга и не существует «чистой гомосексуальности как таковой» очищенной от многочисленных других факторов как то состояние здоровья, экономическое положение, раса, национальность, культура, религия и пр.,пр.: все они влияют на конкретную гомосексуальность, конкретного человека.
Поэтому для каждого отдельно взятого гомосексуального человека личное освобождение – это индивидуальный процесс психического развития, то, что Юнг называл индивидуацией, в котором он достигает полноты своей реализации как человек с гомосексуальной экзистенцией. Но достижение всеми гомосексуалами этого единовременно – невозможно.
Поэтому лучше говорить о мире, в котором у каждого гея есть условия для максимально полного проживания своей индивидуации, включающую его гомосексуальную экзистенцию. Естественно, это утопия. И, естественно, это невозможно в мире, в котором таких же условий нет у других групп людей. Однако то, что достижение этой утопии невозможно, не означает, что к ней не стоит стремиться и на неё не стоит ориентироваться. Главное отдавать себе отчёт, что личное освобождение – это индивидуальная ответственность. И никого нельзя насильно втянуть в рай.
3. Что я для этого делаю, могу и собираюсь сделать? Как мой предыдущий жизненный опыт помогает (может помочь) в этом?
Я занимаюсь своим освобождением. По запросу помогаю другим, тогда, когда у меня для этого есть ресурс. И рассказываю о своём опыте. Этого более чем достаточно.
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Удивление, что оно вот так складывается. Благодарность за это же. Самоиронию. Спокойствие.
2. Как я представляю мир, в котором достигнуто личное освобождение геев от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии?
Юридическое равенство – это не полное личное освобождение. Оно может быть (а может и не быть) важным фактором в этом. Скорее, увы, для многих, личное освобождение заканчивается идеей «равенства перед законом». Но это про всё ещё ориентацию на внешний локус контроля. «Закон» - это «полицейский». Личное освобождение – это всё больше про самосознание и оно не достигается полицейскими мерами. Хотя, безусловно, благоприятные социальные условия могут этому освобождению способствовать.
Мне сложно представить мир, в котором достигнуто полное личное освобождение всех геев по всему миру: мир слишком неоднороден, а обличья гетеросексизма обманчивы и многочисленны. Здесь приходится думать в интерсекциональном фрейме, поскольку разные угнетения пересекаются, влияют друг на друга и не существует «чистой гомосексуальности как таковой» очищенной от многочисленных других факторов как то состояние здоровья, экономическое положение, раса, национальность, культура, религия и пр.,пр.: все они влияют на конкретную гомосексуальность, конкретного человека.
Поэтому для каждого отдельно взятого гомосексуального человека личное освобождение – это индивидуальный процесс психического развития, то, что Юнг называл индивидуацией, в котором он достигает полноты своей реализации как человек с гомосексуальной экзистенцией. Но достижение всеми гомосексуалами этого единовременно – невозможно.
Поэтому лучше говорить о мире, в котором у каждого гея есть условия для максимально полного проживания своей индивидуации, включающую его гомосексуальную экзистенцию. Естественно, это утопия. И, естественно, это невозможно в мире, в котором таких же условий нет у других групп людей. Однако то, что достижение этой утопии невозможно, не означает, что к ней не стоит стремиться и на неё не стоит ориентироваться. Главное отдавать себе отчёт, что личное освобождение – это индивидуальная ответственность. И никого нельзя насильно втянуть в рай.
3. Что я для этого делаю, могу и собираюсь сделать? Как мой предыдущий жизненный опыт помогает (может помочь) в этом?
Я занимаюсь своим освобождением. По запросу помогаю другим, тогда, когда у меня для этого есть ресурс. И рассказываю о своём опыте. Этого более чем достаточно.
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Удивление, что оно вот так складывается. Благодарность за это же. Самоиронию. Спокойствие.
-
- Потенциальный секс-объект
(1)Неделя 7. Личное освобождение День 3.1. Как...
(1)Неделя 7. Личное освобождение
День 3.1. Как проживаемый мною опыт гея, который достигает личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет на мои представления о моём будущем?
Вопрос кажется похожим на первый вопрос вчерашнего дня. Безусловно, «представления о моём месте в мире» связаны с «представлениями о моём будущем». Но между ними есть существенная разница. Для меня эта разница про то, что «место в мире» может восприниматься про «здесь и сейчас» с одной стороны; с другой стороны, про сущностное «место в мире» - значение моего существования для мира. В любом случае, во вчерашнем вопросе в центре внимания был, всё-таки, мир. В сегодняшнем вопросе в центре внимания я сам и моё будущее.
Поэтому проживаемый мною опыт гея, который работает над личным освобождением от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет непосредственно на мои представления о моём будущем.
Когда-то, когда моё сознание было в большей степени поражено установками, которые я впитал в гетероцентричном христианстве, я верил что моё будущее как гомосексуального человека – это партнёрство с одним единственным мужчиной на всю жизнь. Парный центризм и моногамоцентризм как ограничивающие убеждения полностью определяли моё восприятие своего будущего как гея. И чем больше реальность не соответствовала этим установкам, тем больше я испытывал фрустрацию в связи с этим.
Другим аспектом какое-то время была вера в то, что я не могу быть полностью открыт как гей: я же работал учителем. Однако, чем больше я занимался активизмом, тем больше росла моя уверенность в моём этическом долге перед самим собой быть открытым. Закончилось это, конечно, тем, что мне всё-таки пришлось уволиться – и это было за 4 года до принятия закона о «запрете пропаганды». Но меня тогда «потеряла» школа, но «приобрёл» активизм. И я об этом не жалею.
И многие годы активизма и открытости сформировали у меня установку на то, что я не смогу жить «закрытым». Да, безопасность важна. Но постоянный компромисс с самим собой между безопасностью и честностью – это изматывающая психическая процедура, которая и составляет основу стресса меньшинства. Поэтому в моём представлении о моём будущем есть важный пункт: не быть вынужденным скрываться, не быть вынужденным скрывать кто я есть, не быть вынужденным мимикрировать под гетеро-мир, становясь жертвой гетеро-имитации во всех смыслах этого слова. Это этическая установка, которая была сформирована именно благодаря опыту моего личного освобождения от ложного сознания, навязанного мне гетеросексизмом.
День 3.1. Как проживаемый мною опыт гея, который достигает личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет на мои представления о моём будущем?
Вопрос кажется похожим на первый вопрос вчерашнего дня. Безусловно, «представления о моём месте в мире» связаны с «представлениями о моём будущем». Но между ними есть существенная разница. Для меня эта разница про то, что «место в мире» может восприниматься про «здесь и сейчас» с одной стороны; с другой стороны, про сущностное «место в мире» - значение моего существования для мира. В любом случае, во вчерашнем вопросе в центре внимания был, всё-таки, мир. В сегодняшнем вопросе в центре внимания я сам и моё будущее.
Поэтому проживаемый мною опыт гея, который работает над личным освобождением от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии, влияет непосредственно на мои представления о моём будущем.
Когда-то, когда моё сознание было в большей степени поражено установками, которые я впитал в гетероцентричном христианстве, я верил что моё будущее как гомосексуального человека – это партнёрство с одним единственным мужчиной на всю жизнь. Парный центризм и моногамоцентризм как ограничивающие убеждения полностью определяли моё восприятие своего будущего как гея. И чем больше реальность не соответствовала этим установкам, тем больше я испытывал фрустрацию в связи с этим.
Другим аспектом какое-то время была вера в то, что я не могу быть полностью открыт как гей: я же работал учителем. Однако, чем больше я занимался активизмом, тем больше росла моя уверенность в моём этическом долге перед самим собой быть открытым. Закончилось это, конечно, тем, что мне всё-таки пришлось уволиться – и это было за 4 года до принятия закона о «запрете пропаганды». Но меня тогда «потеряла» школа, но «приобрёл» активизм. И я об этом не жалею.
И многие годы активизма и открытости сформировали у меня установку на то, что я не смогу жить «закрытым». Да, безопасность важна. Но постоянный компромисс с самим собой между безопасностью и честностью – это изматывающая психическая процедура, которая и составляет основу стресса меньшинства. Поэтому в моём представлении о моём будущем есть важный пункт: не быть вынужденным скрываться, не быть вынужденным скрывать кто я есть, не быть вынужденным мимикрировать под гетеро-мир, становясь жертвой гетеро-имитации во всех смыслах этого слова. Это этическая установка, которая была сформирована именно благодаря опыту моего личного освобождения от ложного сознания, навязанного мне гетеросексизмом.
-
- Потенциальный секс-объект
(2)2. Как я представляю своё будущее, в котором я достиг...
(2)2. Как я представляю своё будущее, в котором я достиг максимального личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии?
Это моя максимальная «свобода от» ограничивающих меня убеждений, которые мне навязывает гетеросексистская матрица, и жизнь в соответствии со «свободой для» максимальной реализации моей экзистенции, которая является «гомосексуальной экзистенцией», поскольку я гей.
Конкретное слово – «гомосексуал», «гей», «пидор» и т.д. – в данном случае для меня не имеет значения. Оно здесь просто маркер определённой организации психической структуры, которое включает в себя однополое желание, опыт проживание своей телесности в соответствии с этим, опыт взаимодействия с окружающим, гетеросексистским миром. Я не перестаю быть геем, не перестаю быть гомосексуальным ни в какую из каждой отдельной секунд своей жизни, и этот опыт определяет меня. Это и есть моя гомосексуальная экзистенция. И сам по себе секс здесь не играет главенствующей роли. Гомосексуальность – это больше, чем просто сексуальность – это «общее место», но об этом постоянно приходится напоминать. И то, что «гомосексуальность больше сексуальности» не десексуализирует её, но постулирует различие в типе существования, в экзистенции между гомосексуалами и не гомосексуалами. При этом, очевидно, что ни один человек не ограничивается его сексуальной ориентацией и его экзистенция включает и все остальные его характеристики, которые проживаются им в его опыте как значимые.
3. Что я для этого делаю, могу и собираюсь сделать? Как мой предыдущий жизненный опыт помогает (может помочь) в этом?
Поскольку реальность гетеросексистской психо-социо-культурной матрицы тотальна, то полное освобождение от ложного сознания невозможно, а возможно только постоянная детоксикация от её воздействия, что достигается с помощью различных инструментов. Для меня это рефлексия, терапия, активизм и другие практики осознанности. Собственно, вся совокупность этих практик помогает мне достигать как большую «свободу от», так и большую «свободу для», проживая каждый день так как будто я достиг максимального личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии.
В действительности, в рамках каждого отдельного дня, я действительно достиг «максимального личного освобождения». Это не точка, это процесс и следующий день – это проживание нового опыта максимальной реализации освобождения от гетеросексистского угнетения. «Максимальное освобождение» - это ни когда-то потом, в будущем. Это «здесь и теперь» - я проживаю каждый свой день как день максимально достигнутой свободы от гетеросексистского угнетения в данный момент времени. И я проживаю каждый наилучшим образом, из того, что могу делать в данный момент времени, для того, чтобы максимально реализовать свою гомосексуальную экзистенцию.
Вот, очень важно сейчас оказалось увидеть это смещение фокуса с «утопического будущего» на «здесь и теперь». Как говорили классики киберпанка «Будущее уже наступило».
Это моя максимальная «свобода от» ограничивающих меня убеждений, которые мне навязывает гетеросексистская матрица, и жизнь в соответствии со «свободой для» максимальной реализации моей экзистенции, которая является «гомосексуальной экзистенцией», поскольку я гей.
Конкретное слово – «гомосексуал», «гей», «пидор» и т.д. – в данном случае для меня не имеет значения. Оно здесь просто маркер определённой организации психической структуры, которое включает в себя однополое желание, опыт проживание своей телесности в соответствии с этим, опыт взаимодействия с окружающим, гетеросексистским миром. Я не перестаю быть геем, не перестаю быть гомосексуальным ни в какую из каждой отдельной секунд своей жизни, и этот опыт определяет меня. Это и есть моя гомосексуальная экзистенция. И сам по себе секс здесь не играет главенствующей роли. Гомосексуальность – это больше, чем просто сексуальность – это «общее место», но об этом постоянно приходится напоминать. И то, что «гомосексуальность больше сексуальности» не десексуализирует её, но постулирует различие в типе существования, в экзистенции между гомосексуалами и не гомосексуалами. При этом, очевидно, что ни один человек не ограничивается его сексуальной ориентацией и его экзистенция включает и все остальные его характеристики, которые проживаются им в его опыте как значимые.
3. Что я для этого делаю, могу и собираюсь сделать? Как мой предыдущий жизненный опыт помогает (может помочь) в этом?
Поскольку реальность гетеросексистской психо-социо-культурной матрицы тотальна, то полное освобождение от ложного сознания невозможно, а возможно только постоянная детоксикация от её воздействия, что достигается с помощью различных инструментов. Для меня это рефлексия, терапия, активизм и другие практики осознанности. Собственно, вся совокупность этих практик помогает мне достигать как большую «свободу от», так и большую «свободу для», проживая каждый день так как будто я достиг максимального личного освобождения от угнетения, ложного сознания, принудительной гетеросексуальности и её гегемонии.
В действительности, в рамках каждого отдельного дня, я действительно достиг «максимального личного освобождения». Это не точка, это процесс и следующий день – это проживание нового опыта максимальной реализации освобождения от гетеросексистского угнетения. «Максимальное освобождение» - это ни когда-то потом, в будущем. Это «здесь и теперь» - я проживаю каждый свой день как день максимально достигнутой свободы от гетеросексистского угнетения в данный момент времени. И я проживаю каждый наилучшим образом, из того, что могу делать в данный момент времени, для того, чтобы максимально реализовать свою гомосексуальную экзистенцию.
Вот, очень важно сейчас оказалось увидеть это смещение фокуса с «утопического будущего» на «здесь и теперь». Как говорили классики киберпанка «Будущее уже наступило».
-
- Потенциальный секс-объект
(3)Здесь мне вспоминается очень важные для меня...
(3)Здесь мне вспоминается очень важные для меня размышления современного британского богослова-гея Джеймса Алисона, которые он писал в своих книгах «Вера над обидами и возмущением: фрагменты о христианстве и гомосексуализме» и «Жизнь в последние времена: Иной взгляд на эсхатологию».
Алисон пишет о том, что христиане призваны жить так, будто второе пришествие Христа уже состоялось и «царство божие уже наступило». Он не оригинален в этой идее. Её много кто озвучивал. Но она не так популярна, поскольку люди хотят «получить утешение» размышляя о своей посмертной участи. Поэтому «большинству» интересны фантазии об иллюзорном будущем, а не жизнь в настоящем, поскольку для многих жизнь в настоящем невыносимое испытание.
Но Алисон говорит о том, что «второе пришествие» уже состоялось – в сердце каждого верующего. И это значит, что то, как я проживаю свой день сегодня – это и есть либо мой «рай», либо мой «ад».
И это очень близко тем идеям, которые озвучивает основатель экзистенциальной психотерапии Ирвин Ялом в книге «Когда Ницше плакал»:
«Представьте себе такой мысленный эксперимент! Что, если какой-нибудь демон скажет вам, что жизнь, которую вы ведёте сейчас и вели раньше, вам придётся пережить ещё раз, и ещё бесчисленное количество раз. И в ней не будет ничего нового, только каждая боль и каждая радость, всё невыразимо и великое, что было в вашей жизни, вернётся к вам в той же последовательности и преемственности... Представьте себе бесконечные песочные часы существования, которые переворачиваются снова, снова и снова. И каждый раз мы с вами тоже оказываемся вверх ногами, простые пешки, вот мы кто...
...подумайте о том, как вы можете использовать вечное возвращение в вашей собственной жизни - не абстрактно, но сегодня, сейчас, максимально конкретно!
...
Да, вечное возвращение предполагает, что любое действие, которое вы выбираете, вы должны быть готовы избрать для себя на вечность. Это же утверждение справедливо и для любого несовершённого действия, для любой мёртворождённой мысли, для любой не избранной вами альтернативы. И вся не прожитая вами жизнь останется наростом внутри вас - жизнь, которую вы никогда уже не сможете прожить. И не услышанный вами голос совести будет вечно взывать к вам....
...Бессмертна именно эта жизнь, этот момент. Нет никакой жизни после смерти, нет никакой цели жизни, апокалиптического трибунала или Судного дня. Этот момент будет всегда, и вы, только вы сами, будете своим собственным слушателем...»
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Спокойствие и умиротворённость.
Алисон пишет о том, что христиане призваны жить так, будто второе пришествие Христа уже состоялось и «царство божие уже наступило». Он не оригинален в этой идее. Её много кто озвучивал. Но она не так популярна, поскольку люди хотят «получить утешение» размышляя о своей посмертной участи. Поэтому «большинству» интересны фантазии об иллюзорном будущем, а не жизнь в настоящем, поскольку для многих жизнь в настоящем невыносимое испытание.
Но Алисон говорит о том, что «второе пришествие» уже состоялось – в сердце каждого верующего. И это значит, что то, как я проживаю свой день сегодня – это и есть либо мой «рай», либо мой «ад».
И это очень близко тем идеям, которые озвучивает основатель экзистенциальной психотерапии Ирвин Ялом в книге «Когда Ницше плакал»:
«Представьте себе такой мысленный эксперимент! Что, если какой-нибудь демон скажет вам, что жизнь, которую вы ведёте сейчас и вели раньше, вам придётся пережить ещё раз, и ещё бесчисленное количество раз. И в ней не будет ничего нового, только каждая боль и каждая радость, всё невыразимо и великое, что было в вашей жизни, вернётся к вам в той же последовательности и преемственности... Представьте себе бесконечные песочные часы существования, которые переворачиваются снова, снова и снова. И каждый раз мы с вами тоже оказываемся вверх ногами, простые пешки, вот мы кто...
...подумайте о том, как вы можете использовать вечное возвращение в вашей собственной жизни - не абстрактно, но сегодня, сейчас, максимально конкретно!
...
Да, вечное возвращение предполагает, что любое действие, которое вы выбираете, вы должны быть готовы избрать для себя на вечность. Это же утверждение справедливо и для любого несовершённого действия, для любой мёртворождённой мысли, для любой не избранной вами альтернативы. И вся не прожитая вами жизнь останется наростом внутри вас - жизнь, которую вы никогда уже не сможете прожить. И не услышанный вами голос совести будет вечно взывать к вам....
...Бессмертна именно эта жизнь, этот момент. Нет никакой жизни после смерти, нет никакой цели жизни, апокалиптического трибунала или Судного дня. Этот момент будет всегда, и вы, только вы сами, будете своим собственным слушателем...»
4. Что я чувствую, размышляя над этими вопросами?
Спокойствие и умиротворённость.