В 1995 году в России была опубликована книга «Мужская сущность» феминисткой писательницы, философа и историка Элизабет Бадентэр (Élisabeth Badinter). Книга была напечатана тиражом 30 тысяч экземпляров, между прочим. По-французски книга называлась «XY, de l'identité masculine» (дословно, «XY, мужская идентичность») и была выпущена всего-лишь в 1992 году. В России книга была опубликована при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Посольства Франции в России.
Элизабет Бадентэр (р. 1944) является одной из самых богатых людей Франции, по данным Forbes. Она яркая представительница либерального феминизма, выступает за права женщин-мигранток. В 2010 г. она была названа «самой влиятельной интеллектуалкой Франции», по версии журнала «Marianne». Замужем, есть дочь и два сына.
Её родители верили в равенство полов. Училась в престижной частной школе в Париже. В подростковом возрасте Элизабет прочла «Второй пол» Симоны де Бовуар, которая глубоко повлияла на её взгляды и вдохновила получить докторскую степень в университете Сорбоны.
Как я понимаю, книга «Мужская сущность» была первой книгой, опубликованной по-русски, в которой излагались современные (для того времени) дебаты относительно трансформации роли мужчины в обществе. В книге не используется слово "гендер" (непонятно: то ли потому, что оно не использовалось во французском тексте, то ли потому, что оно ещё не было устоявшимся в русском языке), но позиция Бадентэр социально-конструктивистская и она этого не скрывает. Что, в прочем, не мешает ей, как исследовательнице давать адекватный обзор и эссенциалистских представлений, и указывать на слабые стороны конструктивистского подхода. При этом книгу, по своему языку, скорее можно назвать, популярной научной публицистикой, что делает её доступной для самого широкого круга читателей.
Особое место в книге занимают главы о гомосексуальности. В них она даёт прекрасный краткий исторический обзор актуальных вопросов, а также погружает неподготовленного читателя в существующие дебаты как вокруг статуса гомосексуальности, так и вокруг борьбы гомосексуалов за освобождение. Также она указывает на связь гомофобии и патриархата, подчёркивая, что преодоление гомофобии невозможно без преодоления патриархата, поскольку гомофобия в своём фундаменте выстраивается на мужском сексизме.
Не обошлось, конечно, без некоторых курьёзов: например, Бадентэр совершенно не разделяет вопросы сексуальной ориентации и гендерной идентичности, что простительно для текста 1992 года. Другой курьёз, на сей раз переводческий: в заключительной части она пишет о возможном сценарии выхода из "кризиса мужественности" и важным пунктом в этом сценарии для неё является психологическая трансформация мужчин - на русский это переведено как "обретение двуполости". В действительности, она имеет ввиду психологическую андрогинию - концепция, которая в то время ещё была модной среди определённой части феминистского сообщества. Кстати, также к переводческим курьёзам относится и замена в названии (а, значит, и в тексте?) «идентичности» на «сущность», а это, как говорится, «две большие разницы».
Знакомство с этой книгой важно и сейчас, поскольку большинство вопросов, которые в ней затрагиваются, в современном российском обществе звучат с новой силой. Чтение этой книги поможет соотнестись с теми вопросами, которые актуальны для трансформирующейся мужественности, а это, в своё очередь, может помочь мужчинам снизить их тревогу в связи с этими изменениями, а женщинам может помочь увидеть причины этой тревоги. Конечно, книга написана в контексте либерального феминизма, что откладывает на неё известный отпечаток. Но если читатели знакомы с более широким фреймом гендерных исследований и гендерной критики, то это не будет недостатком книги, а будет, скорее, важным вкладом в формирование у читателей понимания исторической перспективы развития эгалитарных идей.
«Мужская сущность»
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение